МОУ "Тюльганская средняя общеобразовательная школа № 1"

План работы

Учение подобно гребле против течения.
Как только перестанешь грести, тебя относит назад.

Бенджамин Бриттен
Актуальность проекта
Использование информационно-коммуникационных технологий во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду уже сегодня происходит во многих школах Рос-сии. Совместная работа, сотрудничество школьников и педагогов выходят за традиционные рамки урока и внеклассных мероприятий. Самостоятель-ная работа школьника, его работа в группе, обмен материалами с учителем и другими партнерами происходят не только в реальном общении, но и че-рез Интернет.
Основным содержанием учебной работы становится творческая дея-тельность. Все, что создают школьники,- тексты и рисунки, стихи, фото- и видеоматериалы, презентации становятся составной частью их цифровых портфелей индивидуальных достижений.
Для того, чтобы помочь ученику получить качественное образование, овладеть новыми способностями, наиболее востребованными в данный момент обществом, учителю необходима непрерывная методическая под-держка и саморазвитие.
Однако в настоящее время очевиден кризис программ обучения учи-телей информационно-коммуникативным технологиям, ориентированным на последовательное освоение инструментов (офисные технологии, Ин-тернет и т.д.). Освоение такого рода программ, не связанных единой идеей, педагогической ситуацией, решением профессиональных проблем, к сожа-лению, не приводит в дальнейшей практике к коренному изменению прак-тик преподавания в школе. Учителя, даже успешно завершившие обучение на курсах Intel «Обучение для будущего», с энтузиазмом начинают приме-нять ИКТ для автоматизации рутинных операций, для «наглядности», но все в тех же, привычных репродуктивных ситуациях на уроке, а дальше большие объемы накопленного информационного материала и его хране-ние, но не дальнейшее его «продвижение».
Распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения. Диссеминация позволяет распростра-нить положительную практику на более широкие массы, адаптируя, реду-цируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработ-ки или систему в целом. Это позволяет переносить новшества и саму ин-новационность на участников образовательного процесса, что обеспечива-ет развитие системы образования.
В Тюльганском районе количество учителей обладающих базовой компьютерной грамотностью достаточно велико, но на сегодняшний день необходимо искать новые формы и содержание для проведения семинаров, консультаций, мастер-классов, «круглых столов», форумов, чатов, дистан-ционных семинаров и курсов для этой категории педагогов. В решении проблемы дальнейшего применения ИКТ в учебном процессе на качест-венно новом уровне важную роль играет обобщение и систематизация ин-новационного опыта учителей и творческих групп. По мере освоения ИКТ у коллектива педагогов МОУ ТСОШ №1 появились собственные находки, приемы и стратегии достижения педагогических целей, свой опыт преодо-ления трудностей.
Наш проект направлен на эффективную передачу имеющегося опыта использования современных информационных технологий, встраивания современного цифрового образовательного контента в профессиональную деятельность, как среди педагогов школы, так и педагогического сообще-ства в целом, с целью дальнейшего расширения возможности использова-ния ИКТ-технологий в своей профессиональной деятельности.
Педагогический коллектив МОУ «Тюльганская общеобразовательная школа №1» имеет многолетний опыт применения в профессиональной деятельности информационно-коммуникативных технологий. Педагоги школы работают над проблемой «Формирование всесторонне развитой личности средствами педагогической технологии сотрудничества и ИКТ через личностно ориентированное обучение и воспитание». В период с 2003 по 2009 год на базе школы работала муниципальная эксперименталь-ная площадка «Модернизация методики обучения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся с использованием ИКТ» . 34 педагога, что составляет 75,5% от общего числа учителей школы прошли обучение по программе Intel «Обучение для будущего».
Освоение ИКТ идет в неразрывной связи с изучением технологий пе-дагогических. В 2010 году на базе школы прошел районный семинар за-местителей директоров на тему «Проектная и исследовательская деятель-ность в основном и дополнительном образовании детей», на котором был представлен опыт коллектива учителей и учащихся школы. Педагоги по-могают школьникам учиться, исследовать окружающую действительность, приобретать проектную культуру, осознавать себя частью группы, заду-мываться о смыслах своей деятельности. Роль ИКТ определяется нами как средство, с помощью которого компетентности школьников развиваются быстрее и эффективнее.
Данный проект направлен на привлечение внимания общественности, родителей, учащихся, учителей к достижениям и проблемам школы и об-разования, повышения престижа образовательного учреждения, что дости-гается открытостью, гласностью, предоставлением широких возможностей непосредственного наблюдения за образовательно-воспитательным про-цессом. В нашей школе разрабатывается система формирования электрон-ного портфолио достижений учащихся и учителей, которое оформляется в виде веб-сайта. Содержание портфолио представлено в виде электронных продуктов, дифференцируется по направлению и уровню экспертизы.
Адресной аудиторией проекта являются учащиеся, педагоги, роди-тельская общественность.
Потребность в данном проекте была продиктована необходимостью выявления факторов, подтверждающих правильность направления разви-тия общеобразовательного учреждения.

Цель проекта:
Разработать и апробировать электронное портфолио с целью диссе-минации опыта педагогического коллектива МОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа № 1» по использованию комплекса педагоги-ческих ИКТ – технологий.

Задачи первого уровня:
1. Обобщение педагогического опыта коллектива МОУ ТСОШ №1 по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
2. Создать условия для внедрения инновационных методов работы по повышению квалификации педагогов школы и муниципалитета в области использования новых педагогических и информационных технологий.
3. Разработать механизм диссеминации опыта педагогического коллек-тива школы по использованию комплекса педагогических технологий и ИКТ.
4. Провести входное и выходное анкетирование педагогического кол-лектива.
5. Выявить уровень эффективности применения новых методов работы с педагогами школ района.

Задачи второго уровня:
6. Осознание изменений целей в образовании, изменение акцента с «ус-воения знаний» на формирование у учащихся ряда «компетентностей».
7. Освоение информационно- коммуникационных технологий по созда-нию электронного портфолио.
8. Сотрудничество по проблемам использования ИКТ в образовательном процессе на различных уровнях (муниципальный, региональный, феде-ральный)
9. Создание пакета учебно-методических материалов, дидактических материалов в виде веб-сайта «Электронное портфолио»
10. Формирование критериев оценивания эффективного использования учащимися ИКТ в соответствии с поставленными педагогическими зада-чами.

Гипотеза
Мы предполагаем, что в случае если будет реализован проект «Элек-тронное портфолио», то возможно:
1. возникновение дополнительных условий для проявления, реализации и самоорганизации наиболее активных представителей педагогической общественности;
2. возникновение новых устойчивых форм организованного и нефор-мального общения учителей, обмена информацией и педагогическим опы-том, поиска новых форм работы с современными школьниками;
3. формирование корпоративного духа сообщества учителей, как основ-ных и главных «составляющих» системы российского образования;
4. возможность формирования положительного образа учителя и учи-тельской профессии как интересного, активного, творческого и увлека-тельного дела.

Основные формы диссеминации:
• информационные
• обучающие - организация ознакомительных семинаров и организа-ция более продолжительных программ обучения;
• экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссемина-ции.
• коммуникационные - профессиональные события:
1) семинар-практикум, игра;
2) педагогические мастерские, мастер-классы;
3) аукционы «педагогических идей»;
• банк педагогического опыта.
• тьюторская поддержка школ, осваивающих подобный инновацион-ный опыт;
• правовая поддержка деятельности по распространению инноваци-онного опыта.

Шаги диссеминации:
• Обобщение опыта, расположение его на школьном сайте;
• отчет о каждом этапе реализации программы;
• проведение мастер-классов, педагогических мастерских и т.д.;
• участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах (очные, заочные, дис-танционные):
- школьных;
- муниципальных;
- региональных;
- всероссийских;
- международных;
• повышение педагогического мастерства через прохождение курсов повышения квалификации разного уровня и самообразование (в те-чение учебного года).

Ожидаемые результаты проекта:
1. Наладится тесное сотрудничество педагогов и учащихся школ района по проблемам использования ИКТ, социальных сервисов, сетевых сооб-ществ в образовательном процессе.
2. Повышение квалификации педагогов школ района в области исполь-зования новых педагогических и информационных технологий.
3. Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школ.
4. Создание банка учебно-методических и электронно-дидактических материалов.
5. Повышение качества образования и общественного мнения о систе-ме образования МОУ ТСОШ №1 и муниципалитета в целом;
6. Повысится престиж учительской профессии.
7. Разработка механизма диссеминации опыта педагогического коллек-тива МОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа № 1» по ис-пользованию комплекса педагогических технологий и ИКТ.
8. Осознание изменений целей в образовании, изменение акцента с «ус-воения знаний» на формирование у учащихся ряда «компетентностей».
9. Освоение информационно- коммуникационных технологий по созда-нию электронного портфолио.
10. Создание пакета учебно-методических материалов, дидактических материалов в виде веб-сайта «Электронное портфолио»
11. Формирование критериев оценивания эффективного использования учащимися ИКТ в соответствии с поставленными педагогическими зада-чами.
12. Создание научно-обоснованных программ, позволяющих школе рабо-тать в режиме ресурсного центра.


План реализации проекта
Аналитический этап
1.     Изучение состояния владения инновационными технологиями педагогами ТСОШ № 1 и района
2.     Проведение мероприятий по систематизации электронных учебных материалов педагогами ТСОШ № 1 и школ района
3.     Планирование занятий по реализации проекта «Электронное портфолио»
4.     Реклама проекта «Электронное портфолио»
5.     Анкета входного контроля
6.     Изучение информационного материала по созданию программы развития педагога

Основной этап
1.     Занятие 1. Планирование учебного проекта. Электронное портфолио.
2.     Психологическое сопровождение занятий проекта «Электронное портфолио». Тренинг по развитию психологической готовности к инновационной деятельности.
3.     Участие в форуме (чате)  по теме «Проектная деятельность» или «Электронное портфолио».
4.     Дистанционном курсе «Метод проектов» (http://www.iteach.ru/cou/elements.php )
5.     Работа в дистанционном семинаре «Электронное портфолио» (http://www.openclass.ru/master_class_work_page/102592)
6.     Занятие 2. Электронные ресурсы для учебного проекта.  Обобщение опыта по использованию офисных программ для создания электронных материалов педагогов и учащихся
7.     Психологическое сопровождение занятий проекта «Электронное портфолио». Тренинг по развитию психологической готовности к инновационной деятельности.
8.     Участие в форуме (чате)  по теме «Электронные ресурсы»
9.     Дистанционный курс "Сетевые сервисы  Веб 2.0." (http://www.iteach.ru/cou/elective_courses.php)
10. Занятие 3. Разработка веб-сайта проекта «Электронное портфолио» (теоретическая и практическая часть)
11. Психологическое сопровождение занятий проекта «Электронное портфолио». Тренинг по развитию психологической готовности к инновационной деятельности.
12. Дистанционные консультации по созданию «Электронного портфолио»
13. Создание программы развития педагога

Заключительный этап
1.     Занятие 4. Разработка плана внедрения проекта «Электронное портфолио» в школе
2.     Психологическое сопровождение занятий проекта «Электронное портфолио». Тренинг по развитию психологической готовности к инновационной деятельности.
3.     Тренинг «Построение дерева реализации проекта»
4.     Диссеминация в виде проекта «Электронное портфолио» на муниципальном и региональном уровне
5.     Анкета выходного контроля
6.     Зашита программы развития педагога